МБОУ "Большееланская СОШ"

bolelan.uoura.ruУчастник Общероссийского рейтинга школьных сайтов

Иркутская область

Календарь

<< < Сентябрь 2017 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

ФГОС

Понятие ФГОС:

отличия от стандарта первого поколения, особенности введения

    По мнению международной комиссии ЮНЕСКО по образованию в XXI веке: Главной задачей образования на современном этапе развития человеческой цивилизации должно стать создание условий для самостоятельного выбора человека, формирования готовности и способности действовать на основе постоянного выбора и умение выходить из ситуации выбора без стрессов.

Стандарты второго поколения – это средство обеспечения стабильности заданного уровня качества образования и его постоянного воспроизводства и развития.

Стабильность, в то же время динамичность и открытость для изменений, – это отличительные черты нового Стандарта.

Стабильность качества образования обусловлена необходимостью возрождения национального воспитательного идеала гражданина России – высоконравственного, творческого, компетентного. В свою очередь, информационная революция и темпы современной жизни диктуют свои требования:

Школьник должен ориентироваться в стремительно растущем объёме информации, иметь свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам

  • Уметь дистанционно, мобильно и интерактивно использовать информацию
  • Уметь свободно работать в социальных образовательных сетях и сообществах

Реалии и проблемы современного российского общества приводят к изменениям во всех его сферах, в том числе и в образовании. Стратегия 2020 определяет проблемные поля и основания для создания новых стандартов российского образования. Главным образом изменяется цель образования. Она формируется в условиях повсеместного внедрения интерактивных технологий во все сферы жизни общества и того факта, что впервые почти за сто лет непосредственным участником образовательного процесса становится местное гражданское (родительское) сообщество, представленное в общественных советах образовательных учреждений.

Федеральные государственные стандарты общего образования имеют две основы: идеологическую и научную. В качестве идеологической и основы используется Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Научной основой является фундаментальное ядро содержания общего образования и системно – деятельностный подход.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.

1) Переход от стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, к новым стандартам – требованиям о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.

2) Действующий Стандарт общего образования 2004 года основан на следующих принципиальных позициях:

– представление результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, (освоение правил, частных приемов, технических умений);

– сохранение классно-урочной системы как единственной формы организации образовательного процесса.

3) Стратегия, предлагаемая ФГОС НОО, нацелена на:

– формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика в учебном процессе;

– поддержку «внеурочных» и «внешкольных» образовательных достижений школьников, их проектов и социальной практики;

 – обогащение педагогического и управленческого арсенала средствами, способными качественно изменить результаты образования.

Результат образования – это не только знания, но и умение применять их в повседневной жизни.

   Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, т.е осознание себя как гражданина России; патриотизм, учебная мотивация, т.е. осознание необходимости получения качественного образования; стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки и многое другое.

Переход на новый Стандарт проходит поэтапно. В 2010-2011 учебном году Стандарт вводится в 1-х классах экспериментальных школ РФ. С 1 сентября 2011-2012 учебного года во всех образовательных учреждениях РФ в 1 классах введение Стандарта является обязательным. Полностью переход на образование по новым стандартам планируется в 2021-2022 учебном году, но опережающее введение ФГОС основного общего образования предусмотрено уже с 2012 года

Федеральный государственный образовательный стандарт образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Стандарт включает в себя требования:

• к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

• к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

• к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Для каждой из систем требований в стандарте определены рамки для системы нормативов ОУ.

В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Прежде всего, в зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни, и разрабатывался новый образовательный стандарт. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД). Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться.

Одним из новшеств стандартов второго поколения, которое будет замечено всеми участниками образовательного процесса, следует считать появление внеучебной (внеурочной) деятельности в учебном плане школы. На нее отводится десять часов в неделю во второй половине дня, т.е. в среднем по два часа каждый день. Эти часы не относятся к обязательной учебной нагрузке. Внеурочные занятия не продолжение, а углубление базового содержания образования. Это часы по выбору. Теперь у каждого ребенка совместно с родителями появится возможность выбрать себе интересное дело: спортивно-оздоровительные занятия, рисование, музыку и т.д.

Предполагается также заключение договоров между образовательным учреждением и семьей — о разделении ответственности за обучение ребенка. В примерном тексте договора обозначены следующие права и обязанности родителей:

Право на:

· получение бесплатного качественного общего образования;

· проявление во время получения образовательных услуг и осуществления воспитательной деятельности уважения к личности обучающегося, обеспечение безопасности от всех форм физического и психологического насилия, обеспечение условий укрепления нравственного, физического и психологического здоровья, эмоционального благополучия обучающегося с учетом его индивидуальных особенностей;

· соблюдение санитарных и гигиенических требований, обязательных норм и правил пожарной и иной безопасности, предъявляемых к образовательному и воспитательному процессу;

· организацию питания и медицинского обслуживания в школе, а также, при условии отдельных соглашений, организацию охраны и доставки обучающегося в школу и домой, по оказанию дополнительных образовательных услуг;

· неразглашение сведений о личности и состоянии здоровья обучающегося и личных данных родителей, ставших известными школе, за исключением случаев, когда предоставление таких сведений предусмотрено законодательством или необходимо для сохранения жизни и здоровья Обучающегося;

· информирование родителей и обучающегося о результатах текущего и промежуточного контроля за успеваемостью обучающегося;

· обеспечение бесплатного доступа к библиотечным и информационным ресурсам школы в рамках реализуемых образовательных программ;

· с учетом возможностей обучающегося обеспечение обучающемуся обучения по индивидуальному учебному плану или ускоренному курсу обучения;

· участие в управлении школой, в том числе:

1. входить в состав органов самоуправления школы;

2. вносить предложения о содержании образовательной программы школы, о языке обучения, о режиме работы школы и т. п.;

3. в доступной форме ознакомиться с учредительными документами школы, лицензией, свидетельством о государственной аккредитации, основными и дополнительными образовательными программами, учебным планом, годовым календарным учебным графиком, расписанием занятий, правилами внутреннего распорядка и иными документами, регламентирующими образовательную, воспитательную и административную деятельность школы;

4. в доступной форме получать не менее чем за 7 рабочих дней информацию о проведении родительских собраний и иных школьных мероприятий, в которых Родители обязаны или имеют право принимать участие.

Обязанности:

· обеспечить посещение обучающимся занятий согласно учебному расписанию и иных школьных мероприятий, предусмотренных документами, регламентирующими образовательную и воспитательную деятельность Школы;

· обеспечить подготовку обучающимся домашних заданий;

· обеспечить обучающегося за свой счет (за исключением случаев, предусмотренных законодательством и актами органов местного самоуправления) предметами, необходимыми для участия обучающегося в образовательном процессе (письменно-канцелярскими принадлежностями, спортивной формой и т. п.), в количестве, соответствующем возрасту и потребностям Обучающегося;

· выполнять и обеспечивать выполнение Обучающимся устава и правил внутреннего распорядка Школы и иных актов Школы, регламентирующих ее деятельность;

· проявлять уважение к педагогам, администрации и техническому персоналу Школы и воспитывать чувство уважения к ним у обучающегося;

· при поступлении Обучающегося в Школу и в процессе его обучения своевременно предоставлять необходимые документы и сведения о личности и состоянии здоровья Обучающегося и сведения о Родителях, а также сообщать руководителю Школы или классному руководителю об их изменении;

· посещать родительские собрания, а при невозможности личного участия обеспечивать их посещение доверенными лицами, по просьбе руководителя Школы или классного руководителя приходить для беседы при наличии претензий Школы к поведению Обучающегося или его отношению к получению общего образования;

· извещать руководителя Школы или классного руководителя об уважительных причинах отсутствия Обучающегося на занятиях;

· возмещать ущерб, причиненный обучающимся имуществу школы, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Внедрение ФГОС – серьёзный переломный момент в процессе модернизации образования. Он требует серьёзных усилий со стороны всех участников образования: администрации ОУ, педагогов, родителей. Не нужно недооценивать роли каждого в этом процессе. Не стоит и однозначно отрицать все новшества. Гораздо полезнее пойти навстречу новому, консолидировать усилия и добиться результатов.

ФГОС общего образования:

Утвержден стандарт основного общего образования

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования + Система типовых задач для оценки сформированности универсальных учебных действий 
- Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования  
-   Примерная основная образовательная программа начального общего образования  


Поиск по сайту