МБОУ "Большееланская СОШ"

bolelan.uoura.ruУчастник Общероссийского рейтинга школьных сайтов

Иркутская область

Календарь

<< < Апрель 2018 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Региональный семинар

«Пусть никогда не оборвется веков связующая нить…»

Духовно-нравственное воспитание- важнейшая задача школы, от решения которой зависит, каким будет наше будущее. Не случайно методологической основой перехода образования на новый Федеральный государственный образовательный стандарт является Концепция духовно-нравственного образования, в которой говорится о необходимости приобщения учащихся к национальным российским ценностям и традициям, формированию патриотизма, осознания ценности человеческой жизни.

    27 марта на базе нашего МБОУ «Большееланская средняя общеобразовательная школа» проходил региональный семинар «Духовно-нравственное воспитание на основе традиционных российских ценностей. Кооперация и сотрудничество субъектов воспитания». Пятьдесят восемь педагогов со всех уголков Иркутской области (города:Ангарск, Иркутск, Шелехово, Алзамай и районы: Аларский, Зиминский, Усольский, Нижнеилимский,  Тайшетский и др.) приехали очередной раз к нам перенимать опыт. Учителя нашей школы показали, как можно организовать работу по духовно-нравственному воспитанию через межпредметный образовательный модуль, представив межпредметный образовательный модуль «И никогда не оборвется веков связующая нить…».

   В первой части были проведены интегрированные уроки. Педагоги «Большееланской школы» через  интеграцию разных образовательных областей продемонстрировали возможность переноса знаний и умений , сформированных в рамках одного учебного предмета, на решение задач другого учебного предмета. Орехова Наталья Сергеевна, учитель начальных классов, и Харьковская Олеся Леонидовна, учитель изобразительного искусства, провели урок «Кедр-особенное дерево Сибири», на котором  учащиеся узнали не только о полезных свойствах кедра, но и   о национальных орнаментах народов Восточной Сибири.Оказывается: орнамент «Кедровая шишка» -один из самых распространенных. Очень любят сибиряки украшать одежду и предметы быта орнаментами с кедровыми мотивами, ведь  шишка – это символ сибирского человека или человека вообще. Шишка – это дом для орехов. Орехи – это начало новой жизни. К концу урока ребята выполнили творческую работу, выступив в роли народных умельцев: украшали орнаментами варежки, сумки, валенки.

   Воспитанию любви к русским традициям, к труду, к родителям, к своему дому способствовал урок технологии в 8 классе  «О чем говорят рушники?», который провела Самойлова Любовь Ильинична. Девочки защищали проекты, которые готовили  в течение четверти: в разных техниках вышивали рушники, подбирая орнамент, цвет. Рушники на Руси имели большое значение, каждый имел свое предназначение и сопровождал человека всю жизнь. Присутствующие на уроке педагоги были восхищены талантам наших юных мастериц и их учителя.

  «Роль наречий в бурятских сказках» так назывался урок, который провели Тупикова Оксана Александровна и Залужьева Оксана Владимировна. Знакомясь с бурятским народным творчеством, учащиеся больше узнали об этом народе, культуре, обычаях и традициях. Ребята, работая с текстом бурятских сказок, сделали вывод, что наречия делают текст выразительным, конкретизируют действия , передают авторское отношение. Большая роль на уроке отводилась формированию смыслового чтения.

    Урок ОДНКНР в 6 классе показала Фефелова Светлана Николаевна, кстати, по своей программе. Светлана Николаевна является одним из разработчиков областной Примерной программы по ОДНКНР. Её урок назывался «Окунёмся в глубь веков. История промыслов народов Сибири». В течение урока шестиклассники, знакомясь с различными народными промыслами, заполняли интеллект-карту, оценивали себя и одноклассников, работали в группах. А в конце урока «оказались» в мастерской гончара, их задача была закончить работу мастера: нарисовать символ Сибири и защитить свой продукт.

   Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не только в отдельно отведенных часах, но и в создании духовной атмосферы в школе, которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем желание делать добро, немаловажное значение здесь имеет внеурочная деятельность.

   Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему учитель должен уметь использовать их и в учебно-воспитательном процессе и во внеклассной работе. Много разных народов живет в нашей стране. Очень важно ценить и понимать других людей. Пичуева Юлия Николаевна и Булко Любовь Николаевна показали, как это можно сделать  во внеурочной деятельности. Их занятие называлось «Народные игры народов Севера Восточной Сибири». Игры –составляющая часть общей культуры народов, отражающие его образ жизни и быт. Особый настрой создавало оформление занятия: чум, олени, импровизированный костер.

    Цель внеурочного мероприятия «Жаворонки весну кличут»- создание  условий   для развития  духовно-нравственных  качеств личности   через   знакомство  с  историей    народных праздников  и традиций  Руси. Учителя начальных классов: Малькова Алёна Леонидовна, Дятлова Ольга Георгиевна, Бондарец Вера Михайловна, Калачева Светлана Леонидовна - подготовили один из праздников народного календаря «День встречи весны – «Сороки». По народному календарю 22 марта День прилета птиц. В этот день прилетают из теплых стран 40 птиц и первая из них - жаворонок. Ребята вспоминали заклички, играли в народные игры, водили хоровод, отгадывали загадки. Главным обрядовым действием праздника «Сороки» было выпекание из пресного теста специальных булочек, имеющих форму птичек. Эти булочки так и называются "Жаворонки".В конце мероприятия Весна каждого угостила «жаворонушком», которые испекли родители.

     «Фестиваль народов Сибири» стал в нашей школе традиционным. Ученики представляют разные народности, их традиции, обычаи, культуру, национальные блюда, одежду. Фестиваль-2018 вылился в настоящий праздник дружбы. Все классы сшили костюмы, подготовили номера художественной самодеятельности, приготовили национальные блюда. Пятый класс (классный руководитель Колесникова Татьяна Константиновна) представляли республику Тыва. Гимн Тывы на языке оригинале прозвучал в исполнении учителя технологии Альберта Семис-ооловича Иргита, который является представителем этой народности.

   Каждому из присутствующих в актовом зале хотелось, взявшись за руки, станцевать бурятский ёхор вместе с учащимися 9 класса ( классный руководитель Шевелева Юлия Сергеевна).

   Ребята 8 класса не только показали традиционное приветствие эвенков, но и научили этому  зрителей, каждый поприветствовал друг друга по-эвенкийски. Учителя : Власова Татьяна Андреевна и Булко Любовь Николаевна - помогли ученицам сшить национальные костюмы и подготовить презентацию.

   Русских представлял 11 класс (классный руководитель Сереброва Елена Алексеевна). Русский сарафан и кокошник, пельмени и блины, особенности русского жилища – обо всем этом рассказали ребята. А в заключении исполнили зажигательную русскую кадриль.

   Якутов представлял 10 класс (классный руководитель Фефелова Любовь Степановна). Ребята не просто рассказали о праздниках, обычаях, обрядах этого народа, но и разыграли маленький спектакль. Здесь был и шаманский танец с бубнами, и атрибуты праздника Ысыах, и шкуры зверей, и рыба ( традиционный промысел якутов), и традиция встречи гостей, и якутские блюда.

   Большое спасибо нашим педагогам за уроки, внеурочные мероприятия, организацию семинара, а Поповой Наталье Алексеевне за постановку танцев и сценарий фестиваля. 

   Семье отводится главная и начальная роль на пути становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. В третьей части семинара мы показали одну из форм работы с родителями «День творчества детей  и родителей».      Молодое поколение –это наше будущее, от того, каким оно будет, зависит во многом от нас, педагогов. Важно не разорвать невидимую связь времен, соединяющую век нынешний и век минувший, не потерять то главное, что составляло и составляет стержень духовного наследия отечественной культуры, что делает растущую личность поистине духовно богатой и нравственно просвещенной.

    Подводя итоги семинара,  все присутствующие отметили системную целенаправленную работу школы по духовно-нравственному воспитанию, высокую организацию проведения семинара  и его значимость.

 

Заместитель директора по УВР                                 Л.П.Измайлова 

Программа семинара.

мы вместе 3мы вместе 1мы вместе 2мы вместе 4

 

Поиск по сайту